8 391 293-31-77
пн - пт, 11:00 - 19:00 по Красноярску
?660020, Красноярск, Дудинская, 5
Все о нашем центре
9.2.2015

Военно-штабная игра. Марина Киянова

В начале 90-х годов, заработав первоначальный капитал, российский бизнес задал себе вопрос – во что инвестировать? Ответ, казалось бы, прост – в развитие бизнеса, в том числе в персонал, в частности – в обучение персонала. Успешный бизнес – это всегда сообщество единомышленников. Необходимо было создать пространство мышления, отличное от знаменитого «Устава о введении единомыслия в России» Салтыкова-Щедрина. Мыслить едино, но неодинаково – этому приходилось учиться. Учиться проще всего было на тренингах. Тренинг дает две очень важные вещи – умение учиться на собственном опыте и смотреть непредвзято на свою компанию. Помимо этого на каждом тренинге происходит сплочение команды, наработка единого словарного запаса, развитие корпоративной культуры и множество других вкусных вещей.

Имея личной целью формирование бизнес-элиты России, я проводила семинары и тренинги в течение 20 лет. Сначала стандартные, затем начала писать содержание тренингов сама. Превратившись в автора, поняла, что в тематике семинаров, как в капле воды, отразилось развитие бизнеса. Если в конце восьмидесятых заказывали «Искусство продаж», в начале девяностых – «Инструменты менеджера», в 2000-2004 годах – брэндинг и раскрутку имиджа фирмы, то в 2006 году – стратегирование и поиск будущего. То есть большинство фирм, пройдя десятилетний рубеж своей истории, поняло, что очевидные ресурсы исчерпаны. Это означало только одно – эти организации находятся в точке принятия стратегических решений. При этом я четко осознала, что тренинги и семинары как инструмент не годятся для написания стратегии. Тому есть следующие причины:

  • Тренинг реагирует на вчерашние угрозы, т.е. на те обстоятельства, которые себя уже проявили. «Главный недостаток генералов всего мира в том, что он готовятся к прошедшей войне».
  • Тренинг не дает реального социального продукта. Тренируется социальный навык, но не сообщество. Элиту тренингом не создашь.
  • Тренинг обучает определенным техникам и навыкам. Вопрос: куда эти качества девать? В какую корзину складывать психотехники? Где целостная личность? Полная аналогия с новыми законами – почему большинство из них не работает? Да потому, что прежде, чем появится закон – необходима программа его развития. Так и с корпорацией – прежде, чем заниматься менеджментом, необходимо стратегироваться.

Короче говоря, сейчас, когда Россия собирается вступить в ВТО, многие бизнесмены поняли, что скоро придет конец всем компаниям, которые не занимаются аналитикой и стратегией. При этом одна фирма не знает и не может использовать опыт другой. Единственная возможность объединить опыт в качестве практического ресурса развития – это положить опыт в новое пространство военно-штабной игры.

У военно-штабной игры есть ряд конкретных преимуществ:

  1. Она опирается на самый длительный опыт в истории человечества (начиная от Александра Македонского). Любой мальчишка, играя в оловянных солдатиков, не подозревает, что играет в военно-штабную игру.
  2. Стратегия без своего носителя – мертворожденный ребенок. Военно-штабная игра дает конкретный продукт – субъект стратегии – элиту, как часть фирмы, берущую на себя ответственность за реализацию всего написанного.
  3. Последствия военно-штабной игры категоризируются в трех вещах – продукт, итог и результат.
  4. Военно-штабная игра описывает идеальную систему, которую необходимо сконструировать, причем в нескольких вариантах. Проявляется возможность выбора – а там, где есть выбор, есть действие, т.е. возможность управления.
  5. Военно-штабная игра приучает мыслить в исторической перспективе. Если один бизнесмен мыслит себя в пространстве со времен Елизаветы Петровны, а второй только в пространстве после перестройки – кто из них заглядывает вперед и назад дальше? У кого из них ресурс развития выше?
  6. Еще один продукт военно-штабной игры состоит в том, что она готовит системных аналитиков – потенциальных экспертов, которых можно затем привлекать к управлению, поскольку их управленческая культура по определению на порядок выше средней. В конечном счете, создание экспертной сети по всей стране – это возможный, хотя и отдаленный результат военно-штабных игр.

Резюмируем: итак в бизнесе появились люди, которые позиционируют себя в определенной стратегии. Следовательно, необходимы методики, в частности военно-штабные игры, которые помогут им в осуществлении этой стратегии.

Интервью с ген. директором АО «Электрокомплектсервис» В.В.Глазуновым

Киянова: Что вы считаете самым главным в управлении?

Глазунов: 1. Виденье цели; 2. Учет интересов заинтересованных сторон внутри и вне компании (интересы учредителей, топ-менеджеров, сотрудников, партнеров, клиентов и т. д.); 3. Создавать возможности для реализации этих интересов. Т.е. не просто давать пользоваться ресурсами, а создавать поле новых возможностей.

К: Были ли кризисы в истории «Электрокомплектсервиса» и как вы их преодолели?

Г: Главное – это проактивное управление кризисом. Мы должны провоцировать кризис! Прожить его на учебных моделях, проиграть все возможные сценарии, устроить столкновение позиций. Т.е. сделать именно то, что мы сделали недавно во время военно-штабной игры «Стратегия территориальной экспансии», где мы моделировали свое проникновение в республику Х. В этом случае происходит проживание кризиса до того, как он произошел.

К: Что для вас важнее: профессионализм сотрудников или их ценностные ориентации?

Г: Ценностные ориентации, конечно. Самое главное – консолидация в команде людей с совпадающими целями. Как говорил Д.Коллинз: «Сначала – кто, потом – что.» Если ценности нашей компании отвечают ценностям общества на данный исторический период – это влечет за собой успех бизнеса.

К: Каким вы видите свои бизнес через 10 лет?

Г: Крупная российская социально-ориентированная компания. Мы хотим создавать такой продукт, который оценивается не только цифрами, но и общественным мнением. Кроме продаж товаров и услуг, мы должны предлагать определенные стандарты потребления и стандарты общественной жизни (освещение улиц, зданий и т. д.). Светлыми должны быть не только мэрия и Оперный театр, но и тихие улочки внутри кварталов, потому что именно это снижает социальную напряженность в обществе. Изменение качества жизни – вот предполагаемая цель нашего бизнеса.

К: По каким критериям вы выбираете консультантов?

Г: Хороший консультант должен: 1. Идти в ногу со временем. Чтобы развивать других, надо развиваться самому. Кроме того, необходимо предлагать не только то, что знаешь, но и то, что встраивается в сегодняшнюю проблематику компании.
2. Хороший консультант предлагает достаточно нестандартные методики для решения масштабных задач.
3. Любой консультант должен уметь заразить своим энтузиазмом и энергетикой. Его надо не только уважать, в него надо верить.

К: Почему вы решили, что вам нужна именно военно-штабная игра по стратегированию?

Г: В компании скопились огромные недоиспользованные ресурсы. В текучке буден люди испытывали чувство нереализованности свое интеллектуального потенциала.

К: Чем тренинг отличается от военно-штабной игры? Почему вы остановились именно на этой форме?

Г: Нам важно было получить и правильно направить всплеск энергии людей. Военно-штабная игра выявляет людей, способных двигать компанию и воспитывает навыки принятия решений. Лидер единолично не способен принимать множество оперативных решений, которые захлестывают любого руководителя. Выборы происходят ежеминутно, поэтому центры ответственности должны быть дифференцированы.

К: Назовите трудности, с которыми вы столкнулись в игре.

Г: Существование людей, которые выпали из ситуации. Тому масса причин: волнение, страх показаться некомпетентным, отсутствующие навыки риторики, неумение аргументировать свою позицию.

К: Назовите 3 урока игры.

Г: 1. Стратегия – это удел не только ген. директора, а всей элиты.
2. Личные, индивидуальные и корпоративные стратегии должны быть совекторны. Тот, кто не определился с личной стратегией, не может быть успешным в бизнесе.
3. Не все руководители обладают способностью к стратегированию.

 

или зарегистрироваться
Если что, можно выйти
×
Вход на сайт
×
Заявка на участие